ЛОГОПЕДИЯ

   Основная задача логопедической службы – коррекция дефектов устной и письменной речи у детей, формирование у них предпосылок (лингвистических и психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.  

   

   Основные направления работы:

   Диагностика ребенка – дошкольника на готовность к школьному обучению и наличие речевых нарушений; устной речи учащихся 1-х классов и на предрасположенность к нарушениям в письменной речи; учащихся 2-4 классов на наличие нарушений письменной речи; вновь прибывших в школу учащихся по всем структурным компонентам.

  Ведение документации - составление речевых индивидуальных карт учащихся; составление речевых карт классных коллективов.

   Пропедевтические мероприятия - с учащимися 1-х классов по профилактике нарушений письменной речи; с учащимися 4-х классов по профилактике дезадаптации при переходе в среднюю школу.

   Коррекция устной и письменной речи учащихся начальной школы – групповые занятия, индивидуальные занятия.

  Логопедическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, консультирование родителей по вопросам логопедии, консультирование педагогов по работе с детьми-логопатами, взаимосвязь с дошкольными и школьными учреждениями с логопунктом, медицинскими учреждениями.

  Повышение своего профессионального опыта - курсы повышения квалификации; самообразование.

   Демонстрация опыта учителя-логопеда – выступления на семинарах, конференциях, родительских собраниях; работа с молодыми специалистами.


Как проходят логопедические занятия.


   Существует два вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 4 человека, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.


В логопедии выделяются следующие виды нарушений речи:


 дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Индивидуальные занятия 1—2 раз в неделю по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.


 ФФН — фонетико-фонематические нарушения (нарушены произноше¬ние и речевой слух). Индивидуальные занятия 2 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. В таком случае на индивидуальных занятиях логопед будет развивать артикуляционную моторику, ставить звуки и автоматизировать их, а на фронтальных — заниматься профилактикой дисграфии и дислексии.


 ОНР — общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет три уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи) Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3 раза в неделю. Как и в предыдущих случаях, на индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1—2 года.


 нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием. Фронтальные занятия проходят 2 раза в неделю.


 нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи. Фронтальные занятия проходят 3 раза в неделю.


На коррекционных занятиях логопедическое воздействие осуществляется на речевую систему в целом, а именно:


1. коррекция звукопроизношения;


2. развитие мелкой и артикуляционной моторики;


3. развитие фонематического слуха, восприятия, представлений;


4. развитие грамматического строя речи;


5. накопление и совершенствование словарного запаса (совершенствование лексической стороны речи);


6. развитие связной речи.


   На логопедических занятиях учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста, уроки строятся так, чтобы воспитывать у детей положительное отношение к коррекционным занятиям. Используются различные виды заданий, в частности, эмоциональный речевой материал и игровые приемы, которые отвечают потребностям младших школьников и создают благоприятные условия для преодоления нарушений письма.


   Участие родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем.




Для родителей первоклассников
 
Здоровый алфавит
       
         Многие из детей, уже собирающихся в школу, имеют проблемы с произнесением тех или иных звуков.

       Родители, конечно замечают, что их ребёнок не выговаривает какие-то  буквы, но не придают этому особого значения. Для них речь родного чада кажется вполне понятной,  и небольшие дефекты списываются на возраст. 

       Перед фактом, что с ребёнком нужно заниматься такие родители встают, когда их малыш прошёл собеседование перед записью в первый класс. Чтобы успеть "подтянуть" ребёнка, остаётся каких-то три месяца.

       Но это слишком большая нагрузка для шестилетки. За несколько месяцев не освоить то, чему нужно было учиться в течение нескольких лет. Да и вообще всего этого можно было избежать, если бы родители не игнорировали профилактические визиты к логопеду. Только специалист в состоянии увидеть реальную картину - заметить нарушения в развитии речи у малыша, которое не привлекает внимание родителей. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков или фонетико - фонематические нарушения -  ребёнок не только неправильно произносит, но и воспринимает звук. Случается, что сюрпризом для родителей становится общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, отсутствует связная речь, словарный запас бедный. 

      Чтобы избежать такой ситуации, хотя бы раз в год малыша нужно показывать логопеду. И, кроме этого, необходимо самим кое - что знать: в три года малыш может коверкать звуки и неправильно предложения. Главное в этом возрасте, чтобы он понимал обращённую к нему речь и умел так или иначе доносить до домашних свои мысли. Помощь специалиста нужна трёхлетним детям тогда, когда они молчат и когда не понимают обращённую к ним простую речь. 

    Но в четыре года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние люди. Дело в том, что родители привыкают к неправильной речи своих детей, и прекрасно их понимают.

      В пять лет ребёнок имеет право только на одно - не выговаривать букву "р". А в шесть лет, пред школой, уже считается нормой абсолютно правильное произношение и верное использование падежей. То есть, ребёнок уметь связно и грамотно говорить.

      Важно развивать мелкую моторику - малыш как можно больше должен работать пальчиками. Очень полезно лепить из пластилина, теста и всего, что можно для этого использовать. Полезно вырезать различные детали. 

      Чем более развиты будут пальчики вашего ребёнка, тем понятней будет его речь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
шаблоны для ucoz