Личность, общество и государство- это три заказчика, определяющих цели, содержание и предполагаемые результаты образовательного процесса.
В идеале все они должны стремиться к совпадению и гармонии интересов в социальном заказе системы школьного образования. В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Необходимость усиления участия общества в управлении общеобразовательной школой диктуется как социально-экономическими условиями, в которых оказалась отечественная система образования, так и возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг. Формирование ценностных ориентаций школьников становится эффективнее в условиях активного диалога государственных и общественных институтов, школы и семьи. Возможности выстраивания партнерских отношений школы, родителей, обучающихся и социума заложены в государственно- общественном управлении образованием.
Нашей школе, одной из старейших школ района, исполняется в 2012 году - 85 лет. За это время накоплен большой положительный опыт активного диалога школы, семьи, общественности через Попечительский совет, конференцию родителей, общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, совет старшеклассников, профсоюзный комитет. Они действуют и сегодня.
Попечительский совет взял в свое время на себя значительный объем работы по сохранению и укреплению здоровья наших воспитанников: это контроль за организацией и качеством питания, приобщение обучающихся к спорту. Председатель Попечительского совета, руководитель крестьянско – фермерского хозяйства, Марюфич Роман Владимирович, бывший выпускник нашей школы, учредил кубок первенства школы по баскетболу. Спортивные соревнования среди параллелей классов, проводимые им ежегодно в январе, вызывают огромный интерес у всей школы, этому предшествует большая подготовительная работа, тренировки. Соревнования становятся большим школьным праздником, в котором есть победители, но нет побежденных и все участники и их болельщики получают сладкие призы и небольшие подарки.
Родительская общественность оказывает большую помощь в организации учебного процесса, проведении внеклассных мероприятий, обеспечении безопасности в учебное время. По инициативе родительских комитетов организовано дежурство родителей во время проведения учебных занятий. Однако, круг вопросов, который находится в их компетенции ограничен и касается в основном создания материальной базы обучения, здоровьесбережения обучающихся, вопросов воспитательной работы.
Сегодня на повестке дня - вопрос о качестве и эффективности инструментов общественного участия в управлении образованием, о характере изменений в самой системе управления школой и ее отношениях с обществом, потребителями образовательных услуг.
Качественно новым этапом в деле формирования государственно- общественного управления образованием, школой является Управляющий Совет. Управляющий совет – это переговорная площадка, здесь не только объединены обучающиеся, родители, педагоги и общественность, здесь – разнообразные позиции, которые нужно уметь представлять, удерживать и обоснованно отстаивать.
Наш Управляющий Совет еще « молод», делает первые шаги по закреплению за собой таких составляющих, как стратегическое планирование образовательной деятельности школы, бюджетное и внебюджетное планирование, мотивация активности участников образовательного процесса, направленная на развитие школы и повышение качества предоставляемых ею образовательных услуг.
Тщательно подобранный состав позволил сформировать эффективно действующую команду, в его составе обучающиеся, представитель учредителя, родители - в основном молодые, обладающие чувством новизны и способностью нестандартно решать проблемы. Среди них есть юрист, финансовые работники, предприниматель, сотрудник отдела внутренних дел. Интересы педагогического коллектива в Управляющем совете представляют учителя, являющиеся основной профессиональной командой при разработке стратегии и тактики развития нашей школы. Кооптируемые члены Управляющего Совета–бывшие выпускники нашей школы - глава администрации Арзгирского муниципального района Палагута Алексей Иванович, председатель базового хозяйства Штельмах Анатолий Иванович и председатель крестьянско-фермерского хозяйства Марюфич Роман Владимирович.
Созданы и работают комиссии: организационно - педагогическая, финансово-хозяйственная, нормативно-правовая, и социально- педагогическая. Согласно Положения Управляющий Совет участвует в разработке программы развития школы, общественной экспертизе и обсуждении результатов деятельности школы и реализуемых проектов, подготовке и проведении публичного отчета об итогах работы школы, определении проблем и целей деятельности нашего учебного заведения.
Нельзя не отметить значительную роль кооптированных членов Управляющего Совета, которых мы по доброй давней традиции называем нашими шефами. Большая помощь оказывается ими в приобретении школьной мебели, спортивного и туристического оборудования, оснащения уголков отдыха для наших самых маленьких питомцев- первоклассников, пополнении фонда школьной библиотеки художественной литературой, обновлении интерьера школы, проведении текущего ремонта.
Принятие 83 Федерального закона и переход нашего учреждения в статус бюджетного значительно расширяет полномочия Управляющего Совета, которые закреплены в новой редакции Устава школы, не только в контроле расходования бюджетных и внебюджетных средств на стадии заслушивания и утверждения отчетов руководителя по финансовым вопросам, утверждения или согласования финансового раздела публичного доклада учреждения, но также и в финансовом планировании деятельности образовательного учреждения, в формировании его ресурсной базы.
Внедрение новой системы оплаты труда учителей предусматривает выделение в фонде оплаты их труда стимулирующей части. Выплаты из которых осуществляются за результативность и качество труда педагогов. Порядок их распределения определяется положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и регламентом участия Управляющего Совета в разработке критериев оценки деятельности педагогических работников и сотрудников школы, утверждении оценочных листов, распределении стимулирующей части.
Создана специальная комиссия по распределению стимулирующего фонда в которую входят завучи, руководители предметных кафедр и методобъединений, представители Управляющего Совета и профсоюзного комитета, учителя- наблюдатели.
Управляющий Совет школы согласовывает и утверждает решение о распределении стимулирующей части что позволяет сделать процедуру начисления стимулирующих выплат более открытой, соблюдать принципы гласности, демократизма при подготовке и принятии решений на различных уровнях (от заявления работника на предмет учета выполненных им работ за определенный период, представительства всех заинтересованных сторон в органах, ответственных за распределение стимулирующего фонда до четкого следования регламенту). Сегодня участие в распределении надбавок за качество работы становится экономической основой деятельности управляющего совета. Нельзя не отметить, что вся эта работа дает уже сегодня положительные результаты.
Заметно повысилась активность педагогов в урочной и внеурочной деятельности, увеличилось количество обучающихся и педагогов, принимающих участие в различных конкурсах, олимпиадах. Краевого и Всероссийского уровней. В 2011 году стали лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2011» учитель истории и обществознания Давыдова Т.В. в номинации «Лучший учитель», Балаян Н.А., преподаватель - организатор ОБЖ в номинации «Педагогический дебют». В 2012 году учитель истории и МХК Марюфич Т.В. стала победителем районного тура конкурса «Учитель года -2012» и призером краевого тура конкурса «Учитель года России». В 2013 году заместитель директора по воспитательной работе Мирошник Е. И. стала победителем зонального этапа краевого конкурса "Воспитать человека" в номинации "Заместитель директора по воспитательной работе".
На протяжении пяти лет наши учителя достойно представляют школу на краевом фестивале «Талант года», проводимом в г. Невинномысске: 2011 год – учитель истории и обществознания Давыдова Т.В., учитель информатики Ворошилова Г.В., 2012 год- учитель истории и МХК Марюфич Т.В., учитель математики Войтенко Е.В., 2013 год - учителя английского языка Жила С.В., Набеда Л.Н., 2014 год - учитель русского языка и литературы Бакума Ю.А., учитель английского языка Дандыль Г.П., 2015 год - директор школы Пронина Ю. М., учитель начальных классов Ерёменко Е. Н.
Школа стала более открытой для диалога, более демократичной в решении образовательных и воспитательных задач.
Однако в своей работе мы столкнулись и рядом существенных проблем, которые требуют учета при организации работы Управляющего Совета.
Прежде всего:
1. Отсутствие у новых управляющих (в большинстве случаев) представлений и знаний об устройстве, задачах и условиях жизнедеятельности современной школы и системе управления ею.
2. Ограниченный бюджет времени у членов Управляющего Совета - большинство из них значительное время отдают своей основной работе, имея высокий уровень занятости.
3. Различный образовательный уровень и опыт, в ряде случаев возможно создающий препятствия для взаимопонимания и построения совместной деятельности.
Взятые в своей совокупности, перечисленные особенности заставляют серьезно задуматься о поиске гибких и нестандартных форм взаимодействия общественных управляющих. Ведь один из возможных и самых опасных, на наш взгляд, рисков – это уложить Управляющий совет в традиционную схему заседаний, собраний, отчетов. Управляющий совет должен стать лучшей частью школы в плане творчества, поиска. Это новая жизнь, которая предполагает изменение формы, реализацию новых идей, импровизацию, в противном случае Управляющий совет не выживет.
Будущее нашей страны сидит сегодня за школьной партой, какими вырастут наши воспитанники - это общее дело педагогов, родителей и общества.